О чем речь? Чувство неполноценности связано с ощущением своей недостаточности. Человеку кажется, что он неполностью красив, умен. В целом это нормальное проявление эмоций, проблема только в том, что кто-то борется с этим чувством, а другой едва ли не культивирует его, не пытаясь решить проблему, а усугубляя ее.
Как проявляется? Человек ощущает собственные слабость, несостоятельность, неуверенность в себе. Чем дальше, тем больше шансов получить неврозы, депрессивные и даже суицидальные состояния, то есть чувство перерастает в комплекс неполноценности. Это состояние не позволяет ему добиться успеха, вступать в нормальные отношения.
Основная эмоциональная окраска чувства неполноценности — это стыд. Человек стесняется своих недостатков. С такой эмоцией, как и с другими, люди могут бороться тремя методами:
Окружающие в таких ситуациях могут причинить сильную боль за счет своей власти, поэтому в отношениях эти люди очень ранимы. Или же они, наоборот, стремятся добиться совершенства и никому не позволяют как-то задеть или обидеть их.
Многим известно такое чувство, как неуверенность в себе. Если оно кратковременно и редко проявляется, то это норма. Однако если человек постоянно сомневается в своих силах, с трудом решает важные вопросы, то это уже является комплексом неполноценности. В таком случае качество жизни заметно снижается. Некоторые люди находят в себе ресурсы для борьбы с таким состоянием, тогда как другие по многу лет живут с этим, не имея сил и морального духа уйти от неписаных правил, и только мечтают о высоких свершениях, но планы эти не сбываются.
Читайте также!
Чувство неполноценности исследовал Альфред Адлер — автор системы индивидуальной психологии, австрийский психолог. Наиболее известное достижение ученого — введение в практику термина «комплекс неполноценности». А. Адлер разрабатывал собственные концепции, что вызвало большие разногласия между ним и Фрейдом, развитие личности они рассматривали по отличающимся критериям. Адлер был уверен, что личность развивается не на основе сексуальных влечений, а в результате чувства неполноценности, выраженного в разной степени, и призывал компенсировать данный дефект.
Как утверждал Адлер, причины чувства неполноценности могут быть различны, такое чувство является нормальным качеством человеческой популяции, но иногда оно может становиться чрезмерным. В таком случае ученый говорил уже о комплексе, когда ощущение собственной несостоятельности и слабости сильно преувеличено.
Адлер считал, что комплекс неполноценности у детей вызывается тремя главными факторами:
Выделяют несколько признаков чувства неполноценности:
Здесь имеются в виду не те случаи, когда люди разово сомневаются, правильное ли решение они приняли, а постоянное неприятное, изматывающее ощущение того, что все идет не так, как надо. При этом сил, чтобы изменить такое положение дел, нет и не будет. Многие специалисты неспособность побороть ощущение неправильности ставят на центральное место в определении понятия комплекса неполноценности в психологии. Человек заранее считает, что он ничего не может и не стоит пытаться. Даже если есть планы что-то изменить, то не находятся ресурсы на их исполнение.
У человека при всем желании не получается расслабиться, так как он постоянно ждет «удара в спину» от других людей, что сильно выматывает и истощает запасы жизненной энергии. Это чувство существует на подсознательном уровне, и проконтролировать его разумом невозможно. Все попытки отвлечься приводят к увеличению дискомфорта.
Неадекватная реакция на сторонние замечания уже должна вызвать настороженность, а если при этом у человека присутствует внутренний диалог, то ситуация еще хуже. Нужно искать способы, как побороть чувство собственной неполноценности, устранить самоедство. Постоянная неудовлетворенность собственными поступками, мыслями и желаниями может вызвать очень много проблем и ни к чему хорошему не приводит. Если же имеют место депрессивные эпизоды, то работать с ними должен уже не психолог, а психотерапевт.
Если человек упорно не замечает собственные способности и достижения, это отрицательно влияет на его мироощущение и поведение. Он считает, что на уважение со стороны других людей рассчитывать не может, и теряет опору. Не замечая своих положительных качеств, он акцентирует внимание на недостатках, не старается что-то исправить, при этом планка опускается все ниже и ниже. Это яркий признак расстройства поведения.
При постоянном взращивании чувства неполноценности не заставит себя долго ждать и одноименный комплекс. У человека превалируют мысли о том, что он ущербен, он постоянно культивирует чувство собственной слабости. Это приводит к неуверенности в себе и своих способностях, к ощущению негодности ни на что. В других ситуациях у человека может развиться комплекс превосходства, следствием которого является преувеличение собственных умений и способностей при отсутствии на то оснований. У таких людей ярко проявляется высокомерие и эгоистические наклонности.
Длительное и сильное ощущение чувства неполноценности ведет к появлению расстройств невротического спектра. У детей могут появляться речевые нарушения, различные страхи, ночные кошмары, непроизвольные движения мышц. У взрослых самым частым осложнением является депрессия с компонентами тревоги. Реже появляются психосоматические заболевания, обсессивно-компульсивное расстройство, могут быть панические атаки. Деструктивное поведение готово привести к десоциализации – люди бросают работу, разводятся, разрывают отношения с друзьями и семьей.
Выявление чувства неполноценности человека – это задача психологов, психиатров и психотерапевтов. Диагностика проводится в несколько этапов, рассматриваются условия жизни человека, его семейное положение, профессиональный аспект, образование. Ощущение неполноценности встроено в структуру личности, оно зависит от вида темперамента и черт характера. Поэтому важным направлением обследования является изучение эмоционально-личностной сферы.
Методы диагностики:
Имеют место жалобы на неуверенность, страх публичных выступлений, знакомств. Присутствует эмоциональная напряженность при необходимости активных действий. Пациент может быть слишком увлечен какой-то деятельностью, дающей возможность нивелировать чувство неполноценности. Компенсация его может вылиться в активное зарабатывание денег (без отдыха, с ненормированным рабочим временем), кулинарию, косметические манипуляции, домохозяйство, спортивную деятельность.
Специалисты применяют комплексные тесты изучения эмоций, личности, анкеты узкой направленности:
Результаты данных исследований позволяют определить эмоциональную неустойчивость, низкую самооценку, напряжение, высокий уровень стресса, невротические расстройства.
Проводятся интерпретационные и рисуночные тесты, которые позволяют выявить переживания, отрицаемые самим пациентом. Это имеет большое значение при обследовании мужчин, так как они часто стремятся к гиперкомпенсации комплекса неполноценности. Применяются:
В основе помощи пациентам лежат психотерапевтические методики. На занятиях люди осваивают навыки самоанализа, учатся снимать эмоциональное напряжение, специалисты помогают выявить отрицательные и положительные стороны характера, устранить страхи, освоить азы продуктивной коммуникации.
Виды психотерапии:
Применяются методики когнитивно-бихевиориального, психоаналитического и гуманистического подходов.
Читайте также!
Цели проводимых сеансов:
Часть работы в области психотерапии пациент проводит самостоятельно. Рекомендации включают заполнение личного дневника с фиксацией ошибок, успехов и достижений в форме собственного опыта. Ведение таких записей позволяет обнаружить свои положительные стороны, научиться оценивать действия и результат от них без негативного эмоционального воздействия.
Коллективные занятия позволяют пациентам получить практику общения, научиться адекватно реагировать на критические замечания, сохранять самооценку на нормальном уровне. Участники тренингов обмениваются положительными эмоциями, что стимулирует мотивацию к активным действиям и увеличивает уверенность.
Человек полон завышенных ожиданий и страхов, что у него ничего не получится. Он еще до начала работы признает свою несостоятельность, вследствие нереалистичного восприятия сути вопроса. Возникает апатия из-за сравнения себя и других людей не в свою пользу, что приводит к невозможности исполнения мечты. В результате человек чувствует себя бесполезным и ограниченным, испытывает разочарование от отсутствия реализации.
Возможен и противоположный ход событий, когда есть желание осуществить что-то чрезмерно масштабное. Но это необоснованное стремление к превосходству и чувство неполноценности только возрастает, ощущение собственной ущербности усиливается, и внешняя успешность это никак не корректирует. Для возврата к норме нужно тщательно проработать восстановление душевного равновесия, иначе даже при высоком уровне реальных действий человек постоянно будет испытывать разочарование.
Субъективная оценка будет искажать любое развитие событий. Одинокому человеку сложно познакомиться, а люди в паре рискуют слишком высоко оценивать роль другого. Сильное разочарование может возникнуть при «вознесении партнера на пьедестал», и тогда ожидания разобьются о реальность. Проблемы в коммуникации возникнут и с родственниками, их давление приведет к дискомфорту и стремлению уйти от чрезмерного внимания.
Здесь может возникнуть двоякая ситуация — от стремления постоянно быть в центре внимания до желания оставаться в тени. Обе крайности – следствие нарушенных поведенческих алгоритмов, так как имеет место зависимость от мнения окружающих, чего в норме быть не должно. Зачастую это вызывает ложное ощущение слишком высоких требований и важности соответствия им. Такое состояние провоцирует подавленность, агрессию и раздражение, что влияет на гармонию в душе, мешает жить, не дает активно действовать.
Важно, чтобы человек осознал наличие у себя чувства неполноценности. Компенсация его проводится специалистом с помощью различных техник:
В основе профилактики лежит грамотное воспитание в детском возрасте. Важно позволять ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно, избегая слишком активной опеки. Дети должны совершать ошибки и проживать через них собственный опыт. Нельзя унижать ребенка при неудачных действиях и превозносить успехи и достижения других. Важное значение имеют навыки самоанализа: при проигрыше или получении плохой оценки с ребенком нужно проговорить действия, нужные для достижения будущих хороших результатов, и поддержать его.
Продвижение сайта “Генератор продаж”
© All Right Reserved. 2018 — 2024 ИП Петлер Владислава Владимировна
ИНН 270402987108
ОГРНИП 322508100073836
Вся представленная информация о стоимости товаров и услуг носит информационный характер
и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) ГК РФ