О чем речь? Бессознательное Карла Юнга – концепция, которая вызывает массу споров. Согласно ей, под уровнем сознания (или Эго) каждого человека находится личное и коллективное бессознательное.
На что обратить внимание? Ключевым моментом концепции Карла Юнга является понятие коллективного бессознательного как одного из пластов подсознания, формируемого жизненным опытом не каждого отдельного человека, а всего общества. Оно выражается через универсальные архетипы, содержащие в себе врожденный опыт прошлых поколений. Именно из них возникают цели, желания, потребности человека, от физиологических и до духовных.
Карл Густав Юнг является блистательным представителем последователей Фрейда. Он продвинулся намного дальше других учеников великого философа и открыл свою школу, которую называют аналитической психологией. Юнг – психиатр, педагог и доктор медицинских наук. Этот философ, родом из Швейцарии, удостоен звания почетного доктора Университета Кларка и Калькуттского университета.
В работах Карла Юнга сознательное и бессознательное идут рука об руку, однако большее внимание автор уделяет последней категории. Все научные труды этого философа принято относить к глубинной психологии, которая, в свою очередь, включает в себя несколько направлений, нацеленных на изучение психических процессов, возникающих в бессознательном пространстве. Знаменитый психоанализ Фрейда также относят к глубинной психологии вместе с аналитической психологией Юнга, индивидуальной психологией Адлера и неофрейдизмом.
Всех этих философов изначально связывало психоаналитическое общество, основателем которого считается Зигмунд Фрейд. Созданное в 1908 году, оно должно объединять врачей, психологов, философов, писателей, юристов, – всех тех, кто интересовался психоанализом в той или иной мере вне зависимости от рода деятельности и профессии. 1910 год ознаменовался для этого собрания переломным моментом. Разногласия между его участниками в связи с толкованием психоаналитического подхода достигли крайней точки, в результате чего общество покинули те, кто отстаивал идеи собственных концепций, в том числе и Карл Густав Юнг.
Бессознательное Карла Юнга нашло отражение в его научных работах и до сих пор используется современниками для изучения и понимания психоанализа на практике. Карл Юнг в своих научных трудах выделял три слоя бессознательного: личное, коллективное и психоидное.
Личное бессознательное – слой, находящийся на поверхности, представляющий собой индивидуальность человека. В него включены разные эмоциональные переживания и страхи. Личный опыт может быть вытеснен психикой или забыт, но он находит свое отражение в воспоминаниях, ощущениях и желаниях индивида.
Коллективное бессознательное по Карлу Юнгу включает в себя опыт предыдущих поколений, который формировался и аккумулировался годами. К нему также относится биологическая эволюция человечества как вида, культурные моменты и традиции, религия и мораль. Тысячелетиями эта информация «записывалась на подкорку». Можно утверждать, что она оказывает определенное влияние на формирование личности каждого индивида. Совокупность этих признаков Карл Юнг в своих работах называет архетипами.
Психоидное бессознательное Юнг выделяет как самый фундаментальный и основательный слой человеческой психики, который в равной степени относится к физиологическим и психическим структурам. Он также отмечал, что эти системы существуют в бессознательной сфере человека и берут начало не в самой энергии жизни, а в других, еще не открытых и не распознанных матрицах.
Суть теории Юнга заключается в том, что коллективное бессознательное является ничем иным как одной из форм общего бессознательного. Оно объединяет социум и представляет собой результат наследственности, в том числе и в структурных преобразованиях мозга. При обособлении его от индивидуального бессознательного можно увидеть, что оно обобщает всех людей на планете во всех временных интервалах. Это объединение происходит без привязки к жизненному опыту или истории развития определенных групп населения.
Статья Карла Юнга «Структура бессознательного», увидевшая свет в 1916 году, впервые познакомила общество с термином «коллективное бессознательное» в интерпретации автора. При проведении анализа исследований Фрейда касательно сновидений, Юнг выявил моменты, которые не могли иметь отношения к индивидуальному бессознательному, они являлись частью коллективного. При презентации своего доклада «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии в 1936 году Юнг выделил характеристики этого явления:
Архетипы и коллективное бессознательное Карла Юнга интерпретируются как врожденные психические предрасположенности, которые заложены в мозг человека с момента его появления на свет. Они оказывают влияние на все общество в целом. Основанием их возникновения являются ценности, культурные традиции разных народностей, которые входят в нашу жизнь посредством сказок, мифов и легенд.
Читайте также!
Однако Юнг в работах акцентировал внимание на том, что архетипы – это простейшие составляющие коллективного бессознательного, которые присущи всем людям на планете вне зависимости от национальности, религии и географии проживания. Карл Юнг выделил несколько архетипов; некоторые из основных:
Часто встречающиеся – это Персона, Анима и Анимус, Тень и Самость. Рассмотрим их подробнее:
Юнг считал, что каждый человек на земле независимо от пола несет внутри своей сущности определенные психологические качества противоположного пола. Анима – женское начало в мужчине, Анимус – бессознательные качества джентльмена в даме. Другими словами, каждый из нас может испытывать эмоции, чувства, переживания и проявления другого пола, и это абсолютно нормально.
К этому архетипу можно отнести игру определенных социальных ролей, индивидуальность и экспрессивность во всех ее проявлениях. С помощью Персоны мы можем стать такими, какими хотим, чтобы нас видело общество. Выражаться это может как в позитивном, так и в негативном ключе. Интересно, что тот индивид, который искренне верит в свою Персону, через определенное время приобретает качества, присущие определенной социальной роли в обществе.
Корни возникновения Тени по мнению Юнга уходят далеко в прошлое. Они получены в качестве наследия животного мира, и даже низших форм жизни. Чаще всего такие желания, воспоминания, чувства и эмоции не приняты в социальном обществе, не отвечают признанным им стандартам, идеалам. Они могут быть аморальны, страстны, неприемлемы, но они – в каждом.
Карл Юнг утверждал, что именно архетип Тени может мотивировать на совершение поступков, которые в обычном состоянии мы бы никогда себе не позволили. Человек может сказать: «Не пойму, что на меня нашло!» Состояние аффекта сопровождает данный архетип, олицетворяющий самую примитивную часть людской природы.
Тень проявляет себя не только в негативе. Она также является причиной спонтанных поступков, вдохновения в творчестве и непредвиденных прозрений в науке. Благодаря ей ученые делают сенсационные открытия, а музыканты и художники создают великие произведения искусства.
Самость является определенным аккумулятором для человека, который успешно сочетает в себе сознательную и бессознательную стороны личности. Она также является тем смыслом жизни индивида, который он амбициозно стремится познать и прожить.
Примеры проявления коллективного бессознательного в реальном времени можно увидеть в двух формах поведения людей в толпе:
Некоторые современные исследователи и философы полагают, что аналитическая психология Юнга, в частности, его концепция коллективного бессознательного, может быть отнесена к категории оккультных наук или даже эзотеризма и использована сторонниками нетрадиционной медицины и психологии для обоснования своих взглядов и методов терапии.
Карл Юнг считал, что комплекс – это не что иное, как жизненная проблема, которая не нашла своего решения в определенный период, и была вытеснена за пределы сознания человека. По его мнению, причиной появления комплекса являются ситуации, которые травмируют психику. Окружение человека оказывает непосредственное влияние на его модель поведения, навязывая определенные моральные принципы, с которыми он может быть внутренне не согласен. Однако сопротивляться данному давлению индивид по каким-то причинам не может. В итоге возникает внутренний конфликт, который с течением времени может трансформироваться в комплекс.
Читайте также!
Спустя какое-то время эти паттерны уже не подчиняются осознанному контролю и полностью уходят в сферу бессознательного. Иногда оно пытается показать человеку, кем он является на самом деле. Но при блокировании этой информации и отрицании себя как индивида могут возникнуть психические отклонения, например, навязчивые идеи или расщепление личности.
В начале работы с пациентом психотерапевт предлагает ему признать факт существования комплексов и их влияния на качество жизни. Далее начинается работа над верным толкованием сложившейся ситуации. Цель – найти истинную причину и устранить её. Для этого пациенту рекомендуется внедрить в свою жизнь новые привычки, попробовать взглянуть на мир другими глазами. По истечении времени он сможет перезаписать принятие картины мира, избавиться от комплексов, больше не будет нуждаться в помощи психотерапевта. Человек сможет сам преодолевать сложные ситуации, искать ответы на вопросы, обращаясь к бессознательному.
Человеческая психика до сих пор не изучена до конца. Остаются пробелы, которые открывают ученым новые возможности для создания теорий и концепций. Не решенным остается и вопрос о том, существует ли коллективное бессознательное или все же нет. Одно известно наверняка – опыт предыдущих поколений, так или иначе, оказывает влияние на жизнь каждого из нас. И это надо учитывать при анализе жизненных ситуаций и принятии важных решений.
Продвижение сайта “Генератор продаж”
© All Right Reserved. 2018 — 2024 ИП Петлер Владислава Владимировна
ИНН 270402987108
ОГРНИП 322508100073836
Вся представленная информация о стоимости товаров и услуг носит информационный характер
и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) ГК РФ