🔺Кульминация эмоциональных потребностей происходит в близких отношениях. Если на внешнем, социальном уровне мы объясняем свое поведение «стремлением к цели», то на внутреннем уровне все обуславливается эмоциональными потребностями. Причем эти эмоциональные потребности часто имеют очень неконкретную, аморфную форму. Мы не всегда четко понимаем, чего именно нам хочется в эмоциональном плане.
Отсюда нам необходим партнер, выполняющий роль «наблюдателя», или принимающий участие в процессе. Партнер придает нашим эмоциям определенную форму, которая не позволяет им бесконтрольно «растекаться». Если «наблюдающего партнера» рядом не оказывается, то мы стремимся его представить: что бы он сказал, если бы это увидел (или увидит потом). И так начинаем лучше рефлексировать свои потребности.
🔻Бывают и противоположные ситуации, когда «наблюдатель» сильно ограничивает нам форму проявления эмоции. Тогда проявляется противоположная тенденция – мы начинаем понимать свои потребности через сопротивление.
Но и в том, в и другом случае, фигура другого человека помогает лучше понять, чего мы хотим (или не хотим).
Кроме того, другой человек, которого мы приближаем к себе и открываем перед ним свои границы, помогает нам проявлять произвольные эмоции – те, которые не скрыты социальными масками. Только эти произвольные эмоции являются ключом к нашим истинным потребностям. Например, на людях мы можем быть очень независимыми, сильными, уверенными и никому не показывать, что, на самом деле, нуждаемся в похвале и поддержке. Или демонстрировать свою отстраненность и холодность, а в глубине души мечтать о внимании и близости.
Как правило, эти произвольные эмоции вызывают у нас стыд и страх, поэтому вне близкого контакта, мы их отрицаем в себе и «сглаживаем». Но как только мы влюбляемся и обретаем близкого человека, мы получаем совсем другой уровень свободы выражения своих чувств – телесный, эмоциональный, духовный.
📍А как вам кажется, необходим ли другой человек для осознания своих эмоциональных потребностей?